О компании Центр Юридического Моделирования и Оценки Контакты О компании на главную www.CUMO.ru
CUMO.ru


ВОПРОСЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ







Реорганизация компаний






РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОМПАНИЙ

    Реорганизация компаний представляет собой прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей. При реорганизации компаний деятельность подвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица.

    Реорганизация компаний, исходя из положений статьи 57 и 58 ГК, различает пять видов реорганизации: слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).

    Приведенные пять видов реорганизации разбиваются на две группы.

    К первой относятся разделение и выделение. Реорганизация компаний в том и в другом случае происходит либо по воле учредителей (участников) юридического лица, либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами, либо, независимо от воли юридического лица, - по решению уполномоченного государственного органа. В этом решении определяется срок реорганизации. И если учредители (участники), уполномоченный ими для этой цели орган или орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом, которому поручает проведение реорганизации. Внешний управляющий наделяется правами органа реорганизуемого юридического лица. В соответствии с поставленной перед ним задачей внешний управляющий составляет разделительный баланс, а также учредительные документы вновь образуемого юридического лица (вновь образованных юридических лиц). Баланс и учредительные документы утверждаются судом, и это утверждение служит необходимым основанием для осуществления регистрации учреждаемого юридического лица.

    Вторую группу составляют слияние, присоединение и преобразование. Во всех этих трех видах реорганизация компаний происходят в случаях, установленных законом, по воле (решению) самого юридического лица с предварительного согласия уполномоченного государственного органа.

    При разделении и выделении составляется разделительный баланс, а при преобразовании - передаточный акт. К разделительному балансу и передаточному акту п. 1 ст. 59 ГК предъявляет в принципе одинаковые требования. И тот и другой должны определять, к кому какие именно права и обязанности переходят. В передаточный акт и разделительный баланс необходимо включить весь комплекс обязательств реорганизованного юридического лица, в том числе и те, по которым не наступил срок исполнения, а также обязательства, которые реорганизуемая организация оспаривает. Указанные документы подлежат утверждению лицами, которые приняли решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении или преобразовании).

    Применительно к слиянию, присоединению и преобразованию ГК (п. 3 ст. 57) допускает установление в законе случаев, при которых реорганизация компаний признается возможной только с согласия уполномоченных государственных органов.

    ГК имеет в виду в данном случае главным образом Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Как предусмотрено этим Законом, одна из функций Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур состоит в осуществлении предварительного контроля за "слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, а также преобразованием в указанные объединения органов управления или хозяйствующих субъектов", за "слиянием, присоединением государственных и муниципальных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение", за "созданием, слиянием и присоединением акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью". Исключение составляют случаи, когда уставный капитал юридического лица не превышает предельную величину, устанавливаемую Государственным комитетом, за "слиянием и присоединением других товариществ и обществ, в которых участвуют юридические лица, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение".

    Если указанный Государственный комитет, в который обратилось реорганизуемое юридическое лицо, в установленный срок (45 дней с момента направления) не дал согласия на слияние или присоединение, либо полученный ответ, содержащий отказ выдать согласие, является, по мнению юридического лица, необоснованным, последнее может обратиться со своим требованием признать отказ необоснованным и, напротив, выдать согласие.

    Тот же Закон предусматривает случаи принудительного разделения "хозяйствующих субъектов", которые, занимая доминирующее положение, осуществляют монополистическую деятельность и (или) их действия приводят к существенному ограничению конкуренции. Реорганизация компаний при принудительном разделении допускается при условии, если имеется возможность организационного и (или) территориального обособления предприятий, структурных подразделений, либо структурных единиц, либо отсутствует тесная технологическая взаимосвязь между предприятиями, структурными подразделениями или структурными единицами (в частности, если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции "хозяйствующего субъекта" составляет менее 30 процентов), либо есть возможность разграничить сферы деятельности предприятий, структурных подразделений или структурных единиц в рамках узкой предметной специализации на определенный товар. Принудительное разделение должно быть совершено в установленный в решении срок, но не позднее 6 месяцев с момента его вынесения. Юридическое лицо, которому адресовано предписание о принудительном разделении, вправе обжаловать его в суд.

    Специально предусмотрена (ст. 21 Закона) необходимость для Государственного комитета поддерживать не противоречащее закону требование трудового коллектива о выделении структурного подразделения или структурной единицы "хозяйствующего субъекта", если такому выделению препятствуют сам хозяйствующий субъект или соответствующий орган управления.




УСЛУГИ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

  • Реорганизация путем присоединения
  • Реорганизация путем слияния
  • Реорганизация путем преобразования
  • Реорганизация путем разделения
  • Реорганизация путем выделения
  • Устная юридическая консультация
  • Письменная юридическая консультация
  • Составление документов
  • Участие в переговорах





  • Сопровождение бизнеса   Регистрация   Готовые фирмы   Реорганизация предприятий   Ликвидация предприятий   Бухгалтерские услуги   Лицензирование   Арбитраж   Оценка   Вопросы недвижимости   Гражданские дела   КОНТАКТЫ   О компании

    офис в Москве (495) 661-63-24 - многоканальный

    E-mail: cumo@cumo.ru; ЦЮМО оказывает правовую поддержку во всех регионах России


    Rambler's Top100
    web design by mvm.ru art studio